Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

friends must be alive

Воронка травмы: "Этого не бывает!" (часть 1)

Теперь немного о том, для чего бывают очень нужны развитые навыки типа "стоп-драмы" и мета-позиции.
Наши травмы, особенно те, к-рые были вызваны патологическими витальными установками, можно сравнить с вбитыми в тело невидимыми гвоздями. Или другая метафора - на уровне бессознательного образа Я тело человека остаётся как бы "детским", невыросшим в определённых зонах. При этом наиболее сильный, фундаментальный конфликт ощущается/переживается тогда, когда материнский запрет касается Самостного проявления ребёнка, т.е. затрагивает проявление истинной природы личности. Человек - осознанно или неосознанно, в зависимости от возраста травмы - остаётся с чувством, что он "не может", "не имеет" права действовать/проявлять себя как Я-Сам, быть Самим Собой, и со временем это вырастает в целую "пропасть" между тем, каким я себя (внутренне) ощущаю и тем, каким мне постоянно приходится быть.



Также стОит заметить, что в силу малого возраста и несформированности Самости, ребёнок и сам точно не знает, как именно он хочет/должен выразить себя в конкретной ситуации, и поэтому материнская установка часто становится неким общим "баном", впоследствии переживаемым как "запрет от целого мира" (напр., "Такого не бывает", "Это невозможно в принципе!", "Это не для меня", "Я всё равно никогда не смогу", "Просто жизнь так устроена" и т.д.) При этом человека не может переубедить даже наличие множества примеров других людей, достигших успеха в "забаненной" области.
Внутренне это может ощущаться, как "невидимая стена", вырастающая передо мной при попытках двигаться к тому, что желанно, или нечто опять же невидимое, хватающее за ноги, ставящее палки в колёса - и мгновенно исчезающее из поля зрения, стоит только попытаться это "нечто" увидеть. Я пережил это в своей личной истории, и ощущение от борьбы с этим "невидимым препятствием" до сих пор остаётся одним из самых жутких переживаний в моей жизни (скажу только, что наиболее яркое столкновение с этим я воспринял, как первичную манифестацию шизофрении).

Продолжение следует
Люк_на кладбище

Остановить "драму"

Как работает приём "стоп-драма" на практике? Могу привести свой личный и очень простой пример:
вот я вижу в сети какое-то видео (или статью или ещё какую-то информацию) на цепляющую меня, "острую" для меня тему. То есть, ту тему, которая вполне ожидаемо вызовет всплекс эмоций - и достаточно очевидно, что эмоции эти будут не положительными, а скорее, наоборот.
Это значит, что мой отклик на это видео/статью/информацию будет для меня самого тяжёлым и, вероятно, взывающим к моим травмам, к чувству беспомощности, бессильной злости на происходящее/описанное/показанное, обиду, ощущение отвержения или покинутости, воспоминания о том, как плохо мне пришлось в детстве и т.д. и т.п. Спектр таких вещей у травматиков очень широк, а сами эмоции, в силу их многолетней привычности, всегда в доступе.
И это значит, что видя подобный провоцирующий меня материал в своей новостной ленте, я должен сделать ответственный выбор - буду ли я это смотреть/читать, и если да, то как именно я собираюсь сохранить устойчивость и осознанность.

Collapse )
Люк_на кладбище

"Мама испортилась"

В общем-то, это можно считать продолжением этой темы.

Рано или поздно в жизни любого ребёнка наступает момент, когда ему надо идти вперёд. Двигаться дальше, начинать что-то новое, становиться более самостоятельным и "большим", чем до этого. И сообщает ему об этом, конечно, мама.



В первый раз она "сообщает" ему о начале пути чисто биологически - начинаются роды, и пребывавший доселе в лоне вселенской гармонии человек вынужден проходить через ужас, боль и борьбу своего физического рождения. И этот паттерн взаимодействия является основным для диады Ребёнок-Мать (как в обыденном, так и метафорическом и архетипическом смыслах), и паттерн этот можно описать как "лизнула - куснула" или "дала - отняла". Суть - в чередовании периодов отдыха, напитывания и комфорта с периодами фрустрации и "толкания вперёд". (В архетипическом аспекте это и есть Жизнь и Смерть, как мифологический цикл Матери).
При нормальном развитии циклы идут по спирали, и человек не застревает в своём развитии, получая баланс из чуть-чуть недостаточной поддержки и не-травмирующих разочарований, к-рые в оптимуме воспринимаются как задачи и вызовы.
В психологическом поле мама "начинает портиться" примерно к 2,5-3 годам ребёнка, когда малыш впервые сталкивается с требованиями к нему, с отказами немедленно или вообще дать ему что-то, и тем, что в жизни в принципе не всё достижимо (т.е. с реальностью и необходимостью ограничений и приложения собственных усилий для достижения чего-то). Также нередко именно в этом возрасте у ребёнка появляются "конкуренты" за любовь мамы - т.е. младшие братья/сёстры.
И первой нормальной реакцией для ребёнка будет злость, возмущение и страх. Ребёнок всеми силами пытается "вернуть" себе "добрую маму" - устраивая скандалы, истерики, "шантажируя", регрессируя и так далее. "Достаточно хорошая мать" (по терминологии Винникота) способна всё это выдержать и простроить границы, не лишая дитя поддержки, благодаря чему ребёнок на самом деле шагнёт вперёд, справиться с гневом и разочарованием кризиса 3-х лет и "периодом страхов" четырёхлеток.
Collapse )
Люк_на кладбище

Спираль инсайта (часть 1)

Это подробное описание развития ребёнка и того, как взрослый человек впоследствии реализует своё стремление стать собой в концепции "Телесного инсайта"
Collapse )

Начнём с базовой точки 0 - ребёнку дают жизнь вкупе с "родительской задачей", метафорой к-рой является вопрос "Зачем меня родили?" Первичные осложнения здесь возникают при тяжёлой беременности и/или родах, и выражаются эти осложнения, как правило, чувством неизбывного долга у ребёнка, долга перед родителями за их "дар", и в худшем варианте развития - это отсутствующая или очень слабая социализация, жизнь для (ради) родителей, т.е. человек оказывается "в плену" той самой "родительской задачи".

Следующая точка 6 - это тот образ мира, к-рый направлен и создан матерью до 1 года ребёнка. Мама окрашивает показывание мира, знакомство ребёнка с миром своим отношением ко всему окружающему, и даже самая объективная и нейтральная мать на что-то обращает внимание ребёнка, а на что-то - нет, и ребёнок в своём раннем младенчестве не способен никаким образом противостоять этой "изначальной идее мира от мамы" ("Я так вижу")
Collapse )
friends must be alive

Тень от материнской руки



"Тень обычно содержит ценности, в которых нуждается сознание, но которые существуют в такой форме, что их трудно интегрировать, включить в свою жизнь", - пишет Мария-Луиза фон Франц, знамениая "толковательница" Юнга. Поскольку тема сегодняшней группы как раз работа с Тенью, я хочу написать об одной из причин, осложняющих её интеграцию.
В анализе мифодрамы "Эдип" я упоминал такую интересную, но не очень известную вещь, как "модус матери". Это явление в психике означает внутреннее предпочтение самим человеком тех своих качеств, которые сформированы "материнской рукой" — то есть, ровно тех же, которые в нём любила и поощряла мать. СтОит заметить, что часто такие предпочтения не осознаются самим человеком, даже не выходят на сознательный уровень, оставаясь в числе смутных ощущений, когда мне почему-то уютно быть вот таким, и я почему-то избегаю (чувствую дискомфорт) от попыток побыть другим (сделать что-то иначе).
Collapse )
Люк_на кладбище

Перенос: божественный, позитивный и негативный

В первую очередь, скажу о том, что перенос - явление, случающееся в любых значимых отношениях, а не только и исключительно в терапии. Что же касается терапии - то работать именно с переносом имеет смысл после 8 месяцев или лучше года- полутора пребывания в терапевтических отношениях, в более краткосрочной терапии обращаться к теме переноса не имет особого смысла.

Второе важное - перенос случается бессознательно, поэтому если вдруг возникает вопрос "Делает ли это человек нарочно?" - то ответ, с какой бы стороны переноса вы ни находились, всегда один - нет, не нарочно, и часто незаметно для самого себя. Более того, проявления (и последствия) переноса "вылезают" в ситуации стресса, низкой ресурсности и ослабления обычного уровня соотнесения с реальностью.

Все переносы можно разделить на три основные группы, уже обозначенные в названии поста.
Божественный перенос - это гипер-ожидание, гипер-требование супер-хорошего отношения к себе со стороны какого-то человека.Collapse )
Перенос позитивный похож на божественный в своей сути, но здесь требование (и ожидание) исключительно хорошего отношения ко мне не столь гипертрофировано. Однако, и здесь есть неприятная "ловушка" переноса, заключающаяся в том, что делающий перенос "встаёт" в инфантильную, незрелую позицию и наделяет Другого грандиозностью Хорошей Родительской фигуры. В результате появляются обиды на недостаток внимания (к-рое Другой объективно не мог уделить), на отсутствие "телепатии" (Другой не заметил, что у меня было грустное лицо; не угадали с подарком; не подчеркнули мои достоинства и т.д.). Даже такие вполне адекватные вещи, как требование отвечать на экзамене или быть внимательнее на лекции (или хорошо выполнять свои служебные обязанности) становятся "оскорбительными" при наличии позитивного переноса.

Перенос негативный - ещё одна грань наделения окружающих грандиозностью, но теперь уже в противоположном ключе. "Все вокруг исключительно монстры (сволочи)", "Весь мир опасен и ненавидит меня (издевается надо мной)" - вот крайние примеры негативного переноса. "Мир" здесь является обобщённой метафорой (символом) Материнской фигуры, "люди/общество" - метафорой фигуры Отца.
Collapse )

Разумеется, такие переносы не берутся "с пустого места" и очень печально, что для них есть реальная основа, но - если человек уже вырос, его жизнь и благополучие в его руках, и в том числе, это относится к механизму переносов. Которые вполне можно (и я бы сказал, даже нужно) отслеживать и самостоятельно отрабатывать.
И вот три основные вещи, которые помогают в этом мне: осознанность, способность быть в мета-позиции и хорошее знание себя.
Collapse )
friends must be alive

"Эдип"

Судя по отсутствию реакции на мои посты, тема аналитики по мифодрамам "Эдип" и "Антигона" не особенно интересна, но тем не менее: есть полный текст, который я могу выслать желающим на почту.
Это полный анализ того, что собой представляет и как разворачивается эдипальный конфликт внутри психики - с полнотой символики, описаниями предпосылок и самого процесса.

Представление о тексте и его содержании можно получить по следующим записям:
"Эдип", начало
"Битва в песочнице" и к чему это приводит
"Странный" ребёнок
friends must be alive

Любовь, отложенная "на потом"

Некоторое время назад я разбирался со своей "странной" реакцией на любые рассуждения о моём потенциале. "Странность" была в том, что вроде бы речь про хорошее, про то, что я что-то смогу, что во мне видят возможности, но чувствовал я себя при этом так, словно мне гадости говорят. Как минимум, мне становилось грустно.
И подробно анализируя тему и собственные реакции в дневнике, я понял, что утыкаюсь в неисполненные материнские обещания. Поскольку есть вероятость, что таковые имелись не только у меня, делюсь своими выводами.
Collapse )
Люк_на кладбище

"Калинов Мост" (окончание)

Начало

Второй день мифодрамы

Здесь всё начинается с ощущения Ивана-Коровьего Сына (бдящая, телесная часть), что будет правильно, если двое других Братьев тоже совершат подвиг, есть смутное ощущение, что по-прежнему надо что-то делать, потому что боязно, когда Братья не открыты, не откровенны.


Collapse )
Люк_на кладбище

"Калинов Мост"

Пока суть да дело, состоялась очередная мифодрама - и я написал очередную аналитическую статью))

Лонг-рид, разумеется, но (как обычно) полезный, если кратко в двух словах "о чём" - как справляться с "наплывами" собственного бессознательного и грамотно "бороться" с Материнской фигурой, проходя прямые и регрессивные инициации.



Практические выводы и анализ символики
мифодрамы «Калинов Мост»


В этот раз мы начали необычно, но в полном соответствии с каноном русских сказок: «В некоем царстве, некоем государстве жили-были...» У нас были два царства — Змеиное, тёмное, потустороннее и Человеческое, реальное. Удивительное началось тоже сразу — Змеиное царство, представленное Мамой-Змеихой, ещё тремя сыновьями и их жёнами вызывало ощущение большой, классической, тёплой и сплочённой семьи — это и был некий внутренний символ того, какой «должна быть» семья.
Collapse )