Category: дети

Люк_на кладбище

Дети и депривация сна

Вынесу отдельно из нашей очень интересной дискуссии, которая на ФБ.
О депривации сна:
могу добавить ещё такую нетривиальную вещь, о к-рой сам нигде не читал, но наблюдаю её на личном опыте и опыте некоторых других людей: недосып может записываться как нормальный паттерн уже у ребёнка, что практически гарантирует проблемы со сном во взрослом (а иногда сразу в детском и подростковом) возрасте. Особенно, если мать навешивала на ребёнка вину за то, что он "не давал" ей спать и жаловалась, как она была несчастна от этого. В особо суровых случаях недосып записывается не просто как "нормальный", а как "обязательный" паттерн, например, как "маркер взрослости", "маркер принадлежности/присоединения" ("я буду как мама"), желательная стратегия "само-отмщения" "за" маму и её порушенный ребёнком сон и т.д. В общем, имейте в виду, что при наличии проблем со сном, можно поискать причины и в этом месте тоже.

Ссылка на предмет обсуждения на форуме: лайфхаки для мам
Ссылка на статью про депривацию сна
Люк_на кладбище

Травматическая тревога и около-пограничное поведение

Под "около-пограничным" поведением я подразумеваю острую необходимость в наличии рядом кого-нибудь, например, непреодолимое желание "вцепиться" в конкретного партнёра, друга, маму, начальника или некое подобие материального "заместителя" Материнской фигуры (чаще всего это деньги или работа). То есть, это внезапная и очень настойчивая потребность в наличии рядом символической внешней "Мамы".
Именно внезапность и острота (при отсутствии реальной угрозы) в таких случаях являются диагностическими критериями того, что потребность эта не вытекает из жизненных обстоятельств, а провоцируется внутренней травматической тревогой. Как она возникает? Как правило, это следствие неэкологичной, резкой сепарации от Материнской фигуры, и чем раньше такая сепарация имела место, тем с бОльшим объёмом невыносимой тревоги приходится потом сталкиваться травматику.


Collapse )
Люк_на кладбище

Внутренняя фигура Поддержки

Темой нашей сегодняшней группы станет контакт с "Поддерживающей фигурой", и для исследования этого контакта мы будем использовать телесную и процессуальную методики.
Чтобы немного раскрыть, о чём здесь идёт речь, скажу, что в норме Фигурой Поддержки (Опоры, Вдохновения, Безопасности) является, конечно, Родительская фигура и/или фигура Предка. Как правило, Материнская - по сути, форме или по функциям.



У любого ребёнка очень много энергии - жизненных сил, любопытства, страстей - но "пульт управления" этой кипучей энергией как бы находится "в руках" Мамы. Это естественно, потому что необходим безотказный "тормоз" в тех ситуациях, когда ребёнок становится опасен сам для себя или для окружающих. Однако, как это к сожалению, часто бывает, не злоупотребить этим "тормозом" практически невозможно, и в особо тяжёлых случаях ребёнок оказывается "замороженным" или "окаменевшим" из-за слишком частого и неправильного его использования. Хорошая новость, тем не менее, заключается в том, что всё восстановимо, и в том числе через собственную Поддерживающую фигуру - возобновление взаимодействия с ней помогает убедиться, что: а) силы по-прежнему есть и б) я могу сам их использовать, теперь "пульт управления" у меня.
Второй важной фигурой в жизни ребёнка будет Отцовская - и в самом общем смысле она отвечает за ощущение собственного пути, и того, что я "всё правильно делаю", и могу "со всем справиться" (опять же в широком смысле). Надёжный Отец даёт устойчивое переживание: что бы сейчас на меня не "свалилось", я совладаю с этим, "Это - задача, а не проблема", то есть, если Мама в целом даёт нам силы (ресурсы и безопасность их использования), то Папа показывает, как именно можно и нужно пользоваться "выданной" мне энергией.
В свете того, что мы будем сегодня делать, добавлю, что телесное упражнение будет, наверное и скорее всего, "про Маму", а процессуальное - более простроенное и чёткое - "про Папу", что также поспособствует нахождению баланса между этими фигурами и способами само-поддержки.
А как оно будет на самом деле, увидим на группе, потому что всё, как обычно, сугубо индивидуально))
Люцифер

Две заметки о суициде

Тема сложная и тяжёлая, поэтому напишу пока про два варианта возникновения суицидальных мыслей.
Первый связан с тем, что в концепции Телесного инсайта называется "родительской задачей" и образом мира (я писал об этом здесь), которые "закопаны" глубоко в бессознательном и редко выносятся в чистом виде на сознательный, вербальный уровень.
Человек сталкивается с депрессивным, тяжелейшим ощущением невозможности - невозможности получить то/достичь того/стать тем, кем ему нужно стать в соответствии с его внутренней природой. Как правило, словами это описывается фразой "Для меня это невозможно", а на вопрос "Почему?" следует (внутренний) ответ "Потому что".


Collapse )
friends must be alive

Личная адекватность и окружение

Очень часто в работе (а до этого - в собственном опыте) приходится сталкиваться с тем, что хорошие, адекватные, вот реально классные люди по какому-то недоразумению стыдятся себя, считают себя какими-то "ненормальными", странными, "не такими/неправильными", чужими и чуждыми этому миру.
Само по себе это очень печально, и усиливает картину перекоса, в которой ненормальное выдаётся как раз за "норму", как минимум, за "а чё такова?"
 К ненормальному я отношу, например, пропитанность общества насилием, его узаконеность и укоренённость - и как следствие, его незаметность, его фактическую невидимость, когда люди начинают обращать внимание уже только на вопиющие акты, вроде убийства, зверства, и совершенно упускают из вида, что это самое зверство выросло из обычной бытовой ксенофобии (т.е. по сути, ненависти к Другому), например, из "дозволенности" проявлять "власть сильного" (здесь можно вспомнить многочисленные дискуссии о домашнем насилии и допустимости бить детей), из отсутствия уважения к личности и её границам (делать непрошенные замечания, выдавать оценки и советы, осуждать ради развлечения - фэтшейминг, как яркий пример).

Нормальное, появившись в патологичной среде, будет протестовать, следуя ровно той же "природной" логике, с которой нормальная в прямом смысле среда будет отвергать патологию. Общество, в котором нормально использовать других и манипулировать ими, будет яростно отвергать тех, кто совершает духовный* труд, отказываясь быть "вампиром" и настаивая на свободе собственной (а следовательно, и чужой) воли.

* под духовностью я имею в виду честное следование своей глубинной природе, стремление быть собой, узнать и проявить вовне свою личность, а не (только) то, что было "вложено" родителями и обществом.

Дальше мне хочется привести цитату из М.-Л. фон Франц, которая, как мне кажется, может дать надежду (или хотя бы альтернативную точку зрения) всем нам, "ненормальным" и "странным" людям, чувствующим себя неуютно среди других:

"Иногда бывает так, что коллектив не соответствует норме, и тогда Zeugest* оказывается больным.
В таком случае человек должен противопоставить коллективу правильное индивидуальное
инстинктивное поведение, ибо происходит коллективный невроз. Невротичной может быть вся
семья, а затем рождается ребенок, который милостью Божьей имеет здоровую
предрасположенность, и вместо адаптации к семейному неврозу ему противостоит.

Collapse )
Люк_на кладбище

"Удары грома Высшего Я"

Это романтичное название принадлежит Р. Штайнеру, философу, основоположнику вальдорфской педагогики. Означает оно те кризисы, пиковые переживания, в которых у ребёнка впервые "просыпается" его Самость, его истинная природа - просыпается и ищет своего выражения в окружающем мире.
О таких вещах полезно знать родителям, чтобы правильно поддерживать своих детей - и людям, занимающимся саморазвитием, чтобы так же грамотно помогать своему Внутреннему Ребёнку и в целом самому себе.



Существует 5 основных "ударов грома", первый из которых происходит в момент физического рождения.
Дальше по просьбе одной из френдесс выношу из-под замка (с небольшими сокращениями) описание значимости момента рождения:
Collapse )

Следующий "удар грома" случается в 3-4 года, и касается упрямства ребёнка, его желания сделать что-то самостоятельно. Очень важно вспомнить (при работе с собой) в чём именно мне так хотелось себя проявлять? Как я был упрямым в первый раз - чего это касалось? Это проявление Самости относится к сфере эмоций и оказывает на неё сильное воздействие, также затрагивая сферу воли. Многие проблемы подростков из серии "Он ничего не хочет" на самом деле закладываются именно в этом возрасте, когда родители (не важно, осознанно или нет) отбивают у маленького ребёнка охоту что-либо делать - самостоятельно делать, упорствовать в своём делании, уметь противостоять давлению внешних и внутренних обстоятельств.

В 10-11 лет у ребёнка появляется Мнение, буквально относительно всего, и это мнение (в норме) ребёнок стремится высказать. Очевидно, что высказывания эти не будут зрелыми и мудрыми, чаще всего они, наоборот, принимают форму протеста - в первую очередь, против учителей (потому что Родители по-прежнему божественны, а вот учителя/наставники являются доступными для детской критики проекциями Родительских/Властных фигур). Что здесь очень важно?
Collapse )
Люк_на кладбище

Пройти сквозь "невидимую стену"

Очень важная особенность патологических витальных установок (тех самых "невидимых стен" и "забаненных областей") заключается в том, что чаще всего человек не может их не то что превозмочь самостоятельно, но даже и осознать, озвучить без помощи специалиста. Объясняется это опять же возрастом, в к-ром они "закладываются" в рабёнка - подавляющее большинство таких установок принадлежат возрасту до 7 лет, а есть среди них ещё и те, к-рые были даны ребёнку вообще в довербальном периоде (до 3-х или раньше лет). И очевидно, что ребёнок, не умеющий (иил едва научившийся) говорить, не в состоянии сформулировать суть материнского запрета. Он просто чувствует ЧТО-ТО непререкаемое, давлеющее, часто страшное, ещё чаще- непреодолимое его детскими силами, в общем, нечто глобальное, как весь мир, что вгоняет его в какое-то (не субъектное, не его и т.д.) неназванное состояние.
Collapse )

На всякий случай - в общем виде сессия инсайта описана здесь (это подзамки, хотите читать - напишите мне об этом), плюс здесь же в жж есть описания моих терапевтических сессий, тоже в подзамках, кому интересно, что именно там меняется и как всё выглядит.

Добавлю, что из-за первоначальной неназванности ощущений установки часто проявляются в жизни тем, что человек начинает искать (и находит!) внешние и/или внутренние "причины", почему у него это не получается, почему для него это невозможно, почему "его мир" вот такой. Это порой очень сильно напоминает известную игру в "Да, но...", иногда даже ей является, но чаще человек просто ощущает неясную маету, беспокойство, переживает собственное бессилие раз за разом, недаром я назвал это "невидимой стеной" - она невидима для человека, и он начинает искать объяснения своему состоянию в качестве ещё одной психологической защиты. И это совершенно вне категорий "плохо" и "хорошо", это скорее про диагностический признак - "вроде бы всё у меня нормально, но что-то всё же не так", с к-рым очень и очень рекомендуется идти на телесный инсайт.
friends must be alive

Воронка травмы: "Этого не бывает!" (часть 1)

Теперь немного о том, для чего бывают очень нужны развитые навыки типа "стоп-драмы" и мета-позиции.
Наши травмы, особенно те, к-рые были вызваны патологическими витальными установками, можно сравнить с вбитыми в тело невидимыми гвоздями. Или другая метафора - на уровне бессознательного образа Я тело человека остаётся как бы "детским", невыросшим в определённых зонах. При этом наиболее сильный, фундаментальный конфликт ощущается/переживается тогда, когда материнский запрет касается Самостного проявления ребёнка, т.е. затрагивает проявление истинной природы личности. Человек - осознанно или неосознанно, в зависимости от возраста травмы - остаётся с чувством, что он "не может", "не имеет" права действовать/проявлять себя как Я-Сам, быть Самим Собой, и со временем это вырастает в целую "пропасть" между тем, каким я себя (внутренне) ощущаю и тем, каким мне постоянно приходится быть.



Также стОит заметить, что в силу малого возраста и несформированности Самости, ребёнок и сам точно не знает, как именно он хочет/должен выразить себя в конкретной ситуации, и поэтому материнская установка часто становится неким общим "баном", впоследствии переживаемым как "запрет от целого мира" (напр., "Такого не бывает", "Это невозможно в принципе!", "Это не для меня", "Я всё равно никогда не смогу", "Просто жизнь так устроена" и т.д.) При этом человека не может переубедить даже наличие множества примеров других людей, достигших успеха в "забаненной" области.
Внутренне это может ощущаться, как "невидимая стена", вырастающая передо мной при попытках двигаться к тому, что желанно, или нечто опять же невидимое, хватающее за ноги, ставящее палки в колёса - и мгновенно исчезающее из поля зрения, стоит только попытаться это "нечто" увидеть. Я пережил это в своей личной истории, и ощущение от борьбы с этим "невидимым препятствием" до сих пор остаётся одним из самых жутких переживаний в моей жизни (скажу только, что наиболее яркое столкновение с этим я воспринял, как первичную манифестацию шизофрении).

Продолжение следует
Люк_на кладбище

"Мама испортилась"

В общем-то, это можно считать продолжением этой темы.

Рано или поздно в жизни любого ребёнка наступает момент, когда ему надо идти вперёд. Двигаться дальше, начинать что-то новое, становиться более самостоятельным и "большим", чем до этого. И сообщает ему об этом, конечно, мама.



В первый раз она "сообщает" ему о начале пути чисто биологически - начинаются роды, и пребывавший доселе в лоне вселенской гармонии человек вынужден проходить через ужас, боль и борьбу своего физического рождения. И этот паттерн взаимодействия является основным для диады Ребёнок-Мать (как в обыденном, так и метафорическом и архетипическом смыслах), и паттерн этот можно описать как "лизнула - куснула" или "дала - отняла". Суть - в чередовании периодов отдыха, напитывания и комфорта с периодами фрустрации и "толкания вперёд". (В архетипическом аспекте это и есть Жизнь и Смерть, как мифологический цикл Матери).
При нормальном развитии циклы идут по спирали, и человек не застревает в своём развитии, получая баланс из чуть-чуть недостаточной поддержки и не-травмирующих разочарований, к-рые в оптимуме воспринимаются как задачи и вызовы.
В психологическом поле мама "начинает портиться" примерно к 2,5-3 годам ребёнка, когда малыш впервые сталкивается с требованиями к нему, с отказами немедленно или вообще дать ему что-то, и тем, что в жизни в принципе не всё достижимо (т.е. с реальностью и необходимостью ограничений и приложения собственных усилий для достижения чего-то). Также нередко именно в этом возрасте у ребёнка появляются "конкуренты" за любовь мамы - т.е. младшие братья/сёстры.
И первой нормальной реакцией для ребёнка будет злость, возмущение и страх. Ребёнок всеми силами пытается "вернуть" себе "добрую маму" - устраивая скандалы, истерики, "шантажируя", регрессируя и так далее. "Достаточно хорошая мать" (по терминологии Винникота) способна всё это выдержать и простроить границы, не лишая дитя поддержки, благодаря чему ребёнок на самом деле шагнёт вперёд, справиться с гневом и разочарованием кризиса 3-х лет и "периодом страхов" четырёхлеток.
Collapse )
Люк_на кладбище

Спираль инсайта (часть 1)

Это подробное описание развития ребёнка и того, как взрослый человек впоследствии реализует своё стремление стать собой в концепции "Телесного инсайта"
Collapse )

Начнём с базовой точки 0 - ребёнку дают жизнь вкупе с "родительской задачей", метафорой к-рой является вопрос "Зачем меня родили?" Первичные осложнения здесь возникают при тяжёлой беременности и/или родах, и выражаются эти осложнения, как правило, чувством неизбывного долга у ребёнка, долга перед родителями за их "дар", и в худшем варианте развития - это отсутствующая или очень слабая социализация, жизнь для (ради) родителей, т.е. человек оказывается "в плену" той самой "родительской задачи".

Следующая точка 6 - это тот образ мира, к-рый направлен и создан матерью до 1 года ребёнка. Мама окрашивает показывание мира, знакомство ребёнка с миром своим отношением ко всему окружающему, и даже самая объективная и нейтральная мать на что-то обращает внимание ребёнка, а на что-то - нет, и ребёнок в своём раннем младенчестве не способен никаким образом противостоять этой "изначальной идее мира от мамы" ("Я так вижу")
Collapse )