Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Люк_на кладбище

"Он по-другому не понимает!"

Я вынес в заголовок фразу, которую очень часто говорят родители, плохо обращающиеся со своими детьми: орущие на них, обзывающие, бьющие, унижающие. С этими вещами столкнулись в своём детстве очень многие люди - и они так же хорошо усвоили - то, что с ними проделывали родители - это "нормально", называется "воспитание" и "по-другому с ними нельзя".
Почему я снова пишу об этом? Потому, что опять, видимо усиленная "коридором затмений" всплывает тема небезопасных для здоровья участников тренингов, именующие себя "психологами" люди старательно размывают границы такого понятия, как "насилие", различные мероприятия, якобы тоже имеющие отношение к психотерапии, по-прежнему напоминают "психосекты" далёких 90-х. Поэтому хочу ещё раз объяснить, почему люди могут охотно идти туда, где им сделают больно, стыдно и опасно, платя за это совершенно нереальные деньги и с благодарностью принимая насилие и издевательства над собой. Всё ровно по той же причине: они в этом выросли. Им это привычно. Более того, поскольку с ними так обращались с самого раннего детства самые важные в их жизни люди (родители, бабушки, дедушки) - помимо воли и желания этих несчастных детей в их психике подобное обращение маркировано словом "норма", а иногда так бывает, что и словом "любовь". Страшно? Да, очень.

Collapse )
Люк_на кладбище

Мастерская «Моя Семейная тайна»

19 августа 2017 г. я приглашаю вас на свою новую авторскую мастерскую.

Зигмунд Фрейд называл это «тревожащей странностью», М. Терёк писала о «неотступности семейной тайны», Вацлавик, Витакер и Непье говорили о «призраке», появляющемся из прошлого. Атмосфера недосказанности, недоступных ребёнку «секретов», недостаточность информации о ближайших членах семьи, стёртость отрывков личной, семейной и родовой истории оставляют в нашей душе странный след. Метафорически его можно назвать грузом Семейной Тайны.

Collapse )

Люк_на кладбище

Ответ из двойной фигуры

Знаменитое "двойное послание" (double bind) Г. Бейтсона, по моим наблюдениям, проявляется куда чаще, чем принято думать. СтОит только человеку не отследить, что в его собственном состоянии на самом деле "сцепились" два (и то и более) состояния и попробовать из этого с кем-нибудь пообщаться - вауля, вот оно.
В детстве противостоять дабл байнду почти невозможно, хотя бы потому, что ребёнок в единственном числе пытается противостоять родителю в числе множественном, внутренне на уровне фигур это примерно так и выглядит: ребёнок один, "нападающих" двое (или опять же, больше), причём не физически, а на уровне ощущений, которым у нас в принципе не принято доверять. В дальнейшем такие ситуации периодически выливаются в "странные состояния", с которыми человек пытается разобраться - и не может, потому что не знает, что состояние обусловлено наличием внутри двух или трёх фигур и конфликтом между ними (кстати, довольно часто, стандартной третьей фигурой в конфликте выступает Внутренний Критик).

Хорошая новость в том, что в уже взрослом возрасте можно работать с такими детскими травмами от "двойного послания" тоже из двух фигур, одна из которых проявляет/олицетворяет "детскую часть" (некую Эго-репрезентация "меня там", в той ситуации), а вторая является новой ресурсной фигурой, подбираемой для адекватного ответа скрытой "второй фигуре". То есть, то самое расщепление, которое провоцирует "дабл байнд" используется осознанно, чтобы с ним справиться.
Скажу ещё, что в конце подобной работы, обе внутренние фигуры клиента, как правило, вновь сливаются воедино, как знак того, что найдено всецело правильное состояние для ответа на прежнюю травму.


Люблю процессуалку, ага :)
Люк_на кладбище

Дети и депривация сна

Вынесу отдельно из нашей очень интересной дискуссии, которая на ФБ.
О депривации сна:
могу добавить ещё такую нетривиальную вещь, о к-рой сам нигде не читал, но наблюдаю её на личном опыте и опыте некоторых других людей: недосып может записываться как нормальный паттерн уже у ребёнка, что практически гарантирует проблемы со сном во взрослом (а иногда сразу в детском и подростковом) возрасте. Особенно, если мать навешивала на ребёнка вину за то, что он "не давал" ей спать и жаловалась, как она была несчастна от этого. В особо суровых случаях недосып записывается не просто как "нормальный", а как "обязательный" паттерн, например, как "маркер взрослости", "маркер принадлежности/присоединения" ("я буду как мама"), желательная стратегия "само-отмщения" "за" маму и её порушенный ребёнком сон и т.д. В общем, имейте в виду, что при наличии проблем со сном, можно поискать причины и в этом месте тоже.

Ссылка на предмет обсуждения на форуме: лайфхаки для мам
Ссылка на статью про депривацию сна
Люк_на кладбище

Время и границы

На прошедших встречах моей группы поддержки мы обсуждали такой неочевидный аспект нарушения личных границ, как неуважение к чужому (и своему) времени. Те, кто интересуется темой прайвеси, знают, что есть физические нарушения границ - подойти слишком близко, прикоснуться без разрешения, взять вещь без спроса, есть психологические - непрошенные замечания и реплики, непрошенная же критика, "трамвайное хамство" и прочие малоприятные вещи, но всё, что можно описать фразой "отняли время" часто выпадает из нашего поля зрения.



Я вижу здесь два основных фактора, способствующих подобному "невниманию": во-первых, в нашей культуре вообще как-то не принято задумываться, что есть "своё" и "чужое" время, ведь это такая "эфемерная" категория, что затянутый разговор, телефонный звонок невовремя, просьба из серии "ну что, тебе сложно что ли?", дёргание человека в любой момент и т.д. не считываются большинством людей, как нарушение границ. Мне доводилось неоднократно встречать рассуждения, что психологи "берут деньги ни за что", потому что "потраченное время" в представлении многих граждан не достойно того, чтобы быть оплаченным вполне конкретным материальным ресурсом.
Collapse )
Люк_на кладбище

Травматическая тревога и около-пограничное поведение

Под "около-пограничным" поведением я подразумеваю острую необходимость в наличии рядом кого-нибудь, например, непреодолимое желание "вцепиться" в конкретного партнёра, друга, маму, начальника или некое подобие материального "заместителя" Материнской фигуры (чаще всего это деньги или работа). То есть, это внезапная и очень настойчивая потребность в наличии рядом символической внешней "Мамы".
Именно внезапность и острота (при отсутствии реальной угрозы) в таких случаях являются диагностическими критериями того, что потребность эта не вытекает из жизненных обстоятельств, а провоцируется внутренней травматической тревогой. Как она возникает? Как правило, это следствие неэкологичной, резкой сепарации от Материнской фигуры, и чем раньше такая сепарация имела место, тем с бОльшим объёмом невыносимой тревоги приходится потом сталкиваться травматику.


Collapse )
Люк_на кладбище

Внутренняя фигура Поддержки

Темой нашей сегодняшней группы станет контакт с "Поддерживающей фигурой", и для исследования этого контакта мы будем использовать телесную и процессуальную методики.
Чтобы немного раскрыть, о чём здесь идёт речь, скажу, что в норме Фигурой Поддержки (Опоры, Вдохновения, Безопасности) является, конечно, Родительская фигура и/или фигура Предка. Как правило, Материнская - по сути, форме или по функциям.



У любого ребёнка очень много энергии - жизненных сил, любопытства, страстей - но "пульт управления" этой кипучей энергией как бы находится "в руках" Мамы. Это естественно, потому что необходим безотказный "тормоз" в тех ситуациях, когда ребёнок становится опасен сам для себя или для окружающих. Однако, как это к сожалению, часто бывает, не злоупотребить этим "тормозом" практически невозможно, и в особо тяжёлых случаях ребёнок оказывается "замороженным" или "окаменевшим" из-за слишком частого и неправильного его использования. Хорошая новость, тем не менее, заключается в том, что всё восстановимо, и в том числе через собственную Поддерживающую фигуру - возобновление взаимодействия с ней помогает убедиться, что: а) силы по-прежнему есть и б) я могу сам их использовать, теперь "пульт управления" у меня.
Второй важной фигурой в жизни ребёнка будет Отцовская - и в самом общем смысле она отвечает за ощущение собственного пути, и того, что я "всё правильно делаю", и могу "со всем справиться" (опять же в широком смысле). Надёжный Отец даёт устойчивое переживание: что бы сейчас на меня не "свалилось", я совладаю с этим, "Это - задача, а не проблема", то есть, если Мама в целом даёт нам силы (ресурсы и безопасность их использования), то Папа показывает, как именно можно и нужно пользоваться "выданной" мне энергией.
В свете того, что мы будем сегодня делать, добавлю, что телесное упражнение будет, наверное и скорее всего, "про Маму", а процессуальное - более простроенное и чёткое - "про Папу", что также поспособствует нахождению баланса между этими фигурами и способами само-поддержки.
А как оно будет на самом деле, увидим на группе, потому что всё, как обычно, сугубо индивидуально))
friends must be alive

Личная адекватность и окружение

Очень часто в работе (а до этого - в собственном опыте) приходится сталкиваться с тем, что хорошие, адекватные, вот реально классные люди по какому-то недоразумению стыдятся себя, считают себя какими-то "ненормальными", странными, "не такими/неправильными", чужими и чуждыми этому миру.
Само по себе это очень печально, и усиливает картину перекоса, в которой ненормальное выдаётся как раз за "норму", как минимум, за "а чё такова?"
 К ненормальному я отношу, например, пропитанность общества насилием, его узаконеность и укоренённость - и как следствие, его незаметность, его фактическую невидимость, когда люди начинают обращать внимание уже только на вопиющие акты, вроде убийства, зверства, и совершенно упускают из вида, что это самое зверство выросло из обычной бытовой ксенофобии (т.е. по сути, ненависти к Другому), например, из "дозволенности" проявлять "власть сильного" (здесь можно вспомнить многочисленные дискуссии о домашнем насилии и допустимости бить детей), из отсутствия уважения к личности и её границам (делать непрошенные замечания, выдавать оценки и советы, осуждать ради развлечения - фэтшейминг, как яркий пример).

Нормальное, появившись в патологичной среде, будет протестовать, следуя ровно той же "природной" логике, с которой нормальная в прямом смысле среда будет отвергать патологию. Общество, в котором нормально использовать других и манипулировать ими, будет яростно отвергать тех, кто совершает духовный* труд, отказываясь быть "вампиром" и настаивая на свободе собственной (а следовательно, и чужой) воли.

* под духовностью я имею в виду честное следование своей глубинной природе, стремление быть собой, узнать и проявить вовне свою личность, а не (только) то, что было "вложено" родителями и обществом.

Дальше мне хочется привести цитату из М.-Л. фон Франц, которая, как мне кажется, может дать надежду (или хотя бы альтернативную точку зрения) всем нам, "ненормальным" и "странным" людям, чувствующим себя неуютно среди других:

"Иногда бывает так, что коллектив не соответствует норме, и тогда Zeugest* оказывается больным.
В таком случае человек должен противопоставить коллективу правильное индивидуальное
инстинктивное поведение, ибо происходит коллективный невроз. Невротичной может быть вся
семья, а затем рождается ребенок, который милостью Божьей имеет здоровую
предрасположенность, и вместо адаптации к семейному неврозу ему противостоит.

Collapse )
Люк_на кладбище

"Удары грома Высшего Я"

Это романтичное название принадлежит Р. Штайнеру, философу, основоположнику вальдорфской педагогики. Означает оно те кризисы, пиковые переживания, в которых у ребёнка впервые "просыпается" его Самость, его истинная природа - просыпается и ищет своего выражения в окружающем мире.
О таких вещах полезно знать родителям, чтобы правильно поддерживать своих детей - и людям, занимающимся саморазвитием, чтобы так же грамотно помогать своему Внутреннему Ребёнку и в целом самому себе.



Существует 5 основных "ударов грома", первый из которых происходит в момент физического рождения.
Дальше по просьбе одной из френдесс выношу из-под замка (с небольшими сокращениями) описание значимости момента рождения:
Collapse )

Следующий "удар грома" случается в 3-4 года, и касается упрямства ребёнка, его желания сделать что-то самостоятельно. Очень важно вспомнить (при работе с собой) в чём именно мне так хотелось себя проявлять? Как я был упрямым в первый раз - чего это касалось? Это проявление Самости относится к сфере эмоций и оказывает на неё сильное воздействие, также затрагивая сферу воли. Многие проблемы подростков из серии "Он ничего не хочет" на самом деле закладываются именно в этом возрасте, когда родители (не важно, осознанно или нет) отбивают у маленького ребёнка охоту что-либо делать - самостоятельно делать, упорствовать в своём делании, уметь противостоять давлению внешних и внутренних обстоятельств.

В 10-11 лет у ребёнка появляется Мнение, буквально относительно всего, и это мнение (в норме) ребёнок стремится высказать. Очевидно, что высказывания эти не будут зрелыми и мудрыми, чаще всего они, наоборот, принимают форму протеста - в первую очередь, против учителей (потому что Родители по-прежнему божественны, а вот учителя/наставники являются доступными для детской критики проекциями Родительских/Властных фигур). Что здесь очень важно?
Collapse )
Люк_на кладбище

Пройти сквозь "невидимую стену"

Очень важная особенность патологических витальных установок (тех самых "невидимых стен" и "забаненных областей") заключается в том, что чаще всего человек не может их не то что превозмочь самостоятельно, но даже и осознать, озвучить без помощи специалиста. Объясняется это опять же возрастом, в к-ром они "закладываются" в рабёнка - подавляющее большинство таких установок принадлежат возрасту до 7 лет, а есть среди них ещё и те, к-рые были даны ребёнку вообще в довербальном периоде (до 3-х или раньше лет). И очевидно, что ребёнок, не умеющий (иил едва научившийся) говорить, не в состоянии сформулировать суть материнского запрета. Он просто чувствует ЧТО-ТО непререкаемое, давлеющее, часто страшное, ещё чаще- непреодолимое его детскими силами, в общем, нечто глобальное, как весь мир, что вгоняет его в какое-то (не субъектное, не его и т.д.) неназванное состояние.
Collapse )

На всякий случай - в общем виде сессия инсайта описана здесь (это подзамки, хотите читать - напишите мне об этом), плюс здесь же в жж есть описания моих терапевтических сессий, тоже в подзамках, кому интересно, что именно там меняется и как всё выглядит.

Добавлю, что из-за первоначальной неназванности ощущений установки часто проявляются в жизни тем, что человек начинает искать (и находит!) внешние и/или внутренние "причины", почему у него это не получается, почему для него это невозможно, почему "его мир" вот такой. Это порой очень сильно напоминает известную игру в "Да, но...", иногда даже ей является, но чаще человек просто ощущает неясную маету, беспокойство, переживает собственное бессилие раз за разом, недаром я назвал это "невидимой стеной" - она невидима для человека, и он начинает искать объяснения своему состоянию в качестве ещё одной психологической защиты. И это совершенно вне категорий "плохо" и "хорошо", это скорее про диагностический признак - "вроде бы всё у меня нормально, но что-то всё же не так", с к-рым очень и очень рекомендуется идти на телесный инсайт.