?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С благодарностью Ольге Ворониной, сделавшей эту запись.
Оригинал, далее текст Ольги:

На семинаре по работе с клиентами, принадлежащими сообществу ЛГБТКИА+, было хорошо. Хорошо от той разновидности свободы и спокойствия, которые ощущаешь в любом сообществе, где толерантность существует не на уровне абстрактной идеи, а действительно реализуется в жизни. Мне было радостно видеть, что есть много коллег, которым важно разобраться в том, как ощущают себя люди с различной гендерной идентичностью и/или сексуальной ориентацией, чтобы учитывать в работе те специфические трудности, с которыми этим людям приходится сталкиваться.

Начал Гарри с родной мне идеи о том, что «корректность названия процесса во многом определяет его течение». Это о том, что стигматизирующие ярлыки кого угодно до цугундера доведут. А уважение и бережное отношение к различиям, наоборот, сулят нам мир, дружбу и общество, в котором не страшно быть собой - любым. В котором можно пройти по улице за руку с любимым человеком и не бояться быть избитым только потому, что любимый человек одного с тобой пола. В котором подростки не совершают самоубийства, потому что не могут больше выдерживать травлю из-за несоответствия тела и самоощущения. В котором человек, которому в чем-то трудно, может получить информацию и поддержку, а не отвержение и насилие.



Дальше конспект у меня получился в жанре «словарь с лирическими отступлениями». И это отражает существующее положение дел в этой сфере: с одной стороны, помогающие специалисты не всегда владеют понятийным аппаратом, с другой - в процессе овладевания им возникает много вопросов, параллелей и размышлений о разных процессах на уровне личности, семьи и общества. Итак, поехали)

Гендерная идентичность - самоидентификация человека с тем или иным гендером. Она может совпадать с биологическим полом и принятыми в обществе гендерными моделям поведения (цисгедерность), а может и не совпадать (трансгендерность). Сексуальная ориентация и гендерная идентичность - это две разные вещи и они могут быть проявлены у человека в любых сочетаниях.

Полоролевой, ЛГБТ- и квир-дискурс.

Полоролевой дискурс подразумевает
бинарную гендерную систему, в которой есть только два пола (мужчины и женщины) и гетеросексуальность как единственный вариант нормы. Общественные и семейные отношения пронизаны гендерными стереотипами, в которых, как правило, дискриминируют женщин, а мужчины вынуждены соответствовать идее токсичной маскулинности. Полоролевой дискурс является нормативным для нашего общества, который преподносится людьми с цисгендерной идентичность как «традиционная» модель.

ЛГБТ-дискурс: гетеросексуальность и цисгендерность уже не единственный возможный вариант. Есть ещё геи, лесбиянки, бисексуальные люди и трансгендеры. Они все ещё считаются «нетрадиционными», но уже присутствуют в поле дискурса.

Квир-дискурс: гендерная вариативность (небинарность пола) и разные варианты сексуальной ориентации. Любой человек вправе сам определять свою гендерную идентичность, сексуальную ориентацию, ролевые модели и форму самопредьявления. При этом нет жёстких критериев, по которым это должно определяться.

Любая попытка выйти за рамки «традиционных» полоролевых представлений - это уже квир-дискурс. Например, цисгендерная женщина, которая отказываются жить в парадигме «трёх К» или цисгендерный мужчина, который не хочет участвовать в бесконечной гонке за «альфа-самцовостью».

Квир-дискурс - это про уважение как базовую установку, про право человека на персональную самоидентификацию, то есть возможность определять себя так, как он считает для себя верным. Попытки установить и формализовать «настоящесть» геев или трансгендеров - это тоже самое, что стереотипы о «настоящих женщинах» и «настоящих мужчинах» - кто они? какие они? где выдают справки, что именно они настоящие? а все остальные получается поддельные?

Эпистемологическая несправедливость - отказ человеку на достоверность знания о самом себе. Это проявляется, например, в том, что о ком-то говорят в третьем роде и принимают какие-то решения, исходя из своих представлений о том, что будет для человека правильно. При этом его не рассматривают как партнера по диалогу, не спрашивают как он ощущает себя и что будет для него хорошо.

Стресс меньшинств - то внутреннее напряжение и внешние трудности, с которыми приходится сталкиваться людям, которые отличаются по каким-то параметрам от доминирующего большинства. «Боль от тысячи порезов», когда человек снова и снова встречается с непониманием, агрессией, нездоровым любопытством, дискриминацией. Все это сильно ранит, провоцирует фоновую тревогу, дефицит ресурсов и готовность в любой момент занять оборонительную позицию.

«Сидеть в шкафу» - не раскрывать свою идентичность. Если человек ощущает, что у него нет ресурсов на то, что бы снова и снова сталкиваться со всеми трудностями жизни в обществе агрессивном к инаковости, а иногда и рисковать своей физической безопасностью, он выбирает не говорить о своих отличиях - «закрыться в шкафу». Закрытость усугубляет стресс меньшинств, так как человек вынужден жить во лжи, притворяться, делать то, что ему не подходит и не реализовывать то, что для него важно. Открытость может снизить стресс меньшинств, если окружение поддерживающее, но не исключает его полностью, так как стрессовые факторы продолжают действовать на человека.

Камин-аут - «выход из шкафа», когда человек открыто говорит о своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Как правило, это не разовая акция, а почти бесконечный процесс предъявления себя в каждом новом сообществе или отдельным людям, с которыми устанавливаются контакты в течение жизни.

Часто это происходит не в режиме: «я - такой» - «ок, понятно», а в режиме: «я - такой» - «да ты что? Не может быть! Ты не такой! Почему ты так решил? Может тебе кажется? Может пройдёт? Может тебя надо лечить? А докажи, что ты такой! А переделай своё тело, чтобы я тебе поверил!» и т.д. И это может длиться годами, что причиняет сильную боль, особенно когда касается отношений с родителями и родственниками. Поэтому часто после камин-аута происходит внутренняя и внешняя маргинализация.

Гомосексуализм - устаревший и стигматизирующий термин, который был изобретён карательной психиатрией и обозначал психиатрический диагноз. В 1992 году его убрали из МКБ.

Ещё немного терминологии из области трансгендерности:

Гендерная дисфория - мучительное состояние, когда человеку плохо в своём теле, которое не соответствует его внутреннему ощущению себя. Трансгендерные люди переживают свое тело как «предателя, от которого невозможно укрыться».

Мисгендеринг - использование в общении не того рода, с которым человеком себя ассоциирует.

Дед-нейминг - употребление по отношению к человеку имени с которым он себя уже не ассоциирует.

Из этого океана вынужденных ограничений и трудностей, с которыми сталкиваются трансгендерные люди, грациозно выплывают «три кита трансгендерной тактичности»:

1. Не мисгендерить. Важно обращаться к человеку в том роде, в котором человек говорит о себе сам. Если человек, например, бигендер или гендерфлюид, стоит спросить у него, как к нему корректно обращаться.
2. Не дед-неймить. Важно использовать в общении то имя, которое называет человек. Бестактно спрашивать его про «настоящее» имя, потому что настоящее (то есть то, которое он ощущает своим), он уже назвал. Если же нам кажется, что записанное в паспорте имя «более настоящее» и как-то поможет лучше понять человека, то это только кажется. И это уже история про следующий пункт:
3. Не допускать эпистемологической несправедливости. Оскорбительно спрашивать человека «уверен ли он, что он трансгендер/гей/лесбиянка и т.д.». Потому что прежде чем заявить о себе, он уже прошёл длинный и болезненный путь сомнений, поиска, неприятия себя. Скорее уж это вопрос может быть адресован к цисгендерным гетеросексуальным людям, которые не проводили столь подробный самоанализ в этой области) Высказывания о том, что это «модная игра», «такой период», «надо тебе мужика/бабу нормальных» - все это из той же оперы и так не надо.

Чувствую себя немного странно сейчас, когда пишу такие очевидные вещи из серии «Все люди разные. Разные люди ощущают себя по-разному. У разных людей бывают разные имена. Когда мы общаемся с разными людьми, важно учитывать и уважать наши различия».

На семинаре тоже говорили о том, что психологу странно заявлять о том, что он не дискриминирует людей ни по каким признакам. Потому что отсутствие предвзятости - это не какое-то уникальное достижение. Это нормально и должно быть чем-то обыденным, не требующим дополнительного акцента. Но пока для многих это все ещё не подразумевается само собой, нам приходится об этом говорить. Во-первых, чтобы обозначить свою доступность для тех, кто хочет обратиться за помощью, но опасается неадекватного отношения. Во-вторых, для того, чтобы насыщать информационное поле идеей того, что различия - это нормально. Это наша адекватная реакция на неадекватные условия.

И на десерт - специальная литература для психологов:
- «Розовая психотерапия» (Д.Дейвис)
- «Любовь небесного цвета» (И.С.Кон)

Гарри, спасибо тебе большое за этот семинар. За информацию, аккуратно разложенную по полочкам, за личный опыт и за атмосферу. Ты очень-очень крут:)
(Поправь, пожалуйста, если где-то накосячила с терминами или их интерпретацией)

Profile

friends must be alive
sheramankry
Гарри

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow