Гарри (sheramankry) wrote,
Гарри
sheramankry

Category:

Насилие и ответственность

Тема насилия и ответственности неисчерпаема, в том числе потому, что общество в целом, увы, твёрдо стоит на позиции "виновности жертв". Из-за этой позиции обсуждать реальную ответственность (а не "вину"!) становится крайне сложным, почти невозможным. Напишу в очередной раз своё мнение по проблеме.
Есть (как минимум) три априорных пункта:
1. В насилии виноват насильник. Он/она является инициатором действия по отношению к другому, это именно у насильника есть потребность во власти, которую он стремится удовлетворить, а также, возможно, и другие потребности (в обогащении, например). Это насильник ищет и находит (выбирает) жертв, а не наоборот жертва "притягивает" насильника.
2. Насилие в принципе существует в этом мире. Существуют злонамеренные люди, которые хотят, могут и совершают действия, направленные _против_ воли и желания других людей. Есть люди, которым доставляют удовольствия страдания других людей. Есть люди, которым наплевать на других людей, их чувства, желания и интересы, рассматривающие других как "объекты" и "функции".


3. Обезопасить себя от любого насилия со 100% гарантией невозможно.

И только опираясь на эти пункты, как непреложные, базовые условия можно дальше (при желании) задаваться вопросом "Что может сделать конкретный человек (потенциальная "жертва"), чтобы обеспечить себе внутреннюю и внешнюю безопасность именно в имеющихся условиях?"
По моему мнению, первое, что можно делать - это "прокачивать" чувство собственной ценности и готовность за себя постоять в широком смысле этого слова. Внутреннюю уверенность в том, что я, лично я, не заслуживаю плохого обращения, что совершать насильственные (опять же в широком смысле слова) действия по отношению ко мне неправильно - и следующий шаг - я готов по мере сил, возможностей и конкретных обстоятельств - себя защищать и отстаивать. Это позиция своей ценности, несомненной и тоже базовой, по сути про то, что я ставлю себя на первое место в своей же жизни - и тем более на первое место по отношению к тем, кто злонамерен и может/пытается причинить мне вред.
Так же очень важным мне видится п.2 - именно для предотвращения "внутреннего виктимблейминга" и разрушения распространённых иллюзий о том, что насильник (человек, причинивший мне вред) "на самом деле" этого якобы не хотел, "он же не нарочно" и дальше то самое, "самвиноват". Если бы мне сказали в школьные годы, что далеко не все люди хорошие по своей сути и/или по своим проявлениям, далеко не со всеми можно и нужно общаться, далеко не всем можно доверять... Что есть люди (и даже дети, подростки - я говорю про своих одноклассников, а мы все тогда были формально детьми, просто одни дети травили и буллили других детей, меня в частности) - так вот, что есть люди, которым нравится делать больно другим, которые хотят власти, которые не придерживаются моральных принципов не причинения вреда, для которых другие просто не существуют, не рассматриваются как живые люди - моя жизнь, скорее всего, была бы гораздо проще. Как минимум, я перестал бы до бесконечности искать пороки в себе и пытаться "переделать" себя, как "виновника" травли, чтобы эту травлю остановить.
Просто понимание того, что мир, увы, далеко не всегда безопасен, далеко не всегда добр и мил, а имеет и иные стороны, даёт опору на "принцип реальности" и включения здорового уровня настороженности, включение алертности и интуиции в ситуациях взаимодействия. И ещё раз повторю, что самое главное - этот постулат переводит взгляд с жертвы на насильника, позволяя рассматривать и анализировать его/её действия, не пытаясь мгновенно оправдать или "не заметить", а задаваясь вопросом о том, была в этих действиях злонамеренность, был ли причинён вред? И исходя из этого можно задавать уточняющие вопросы, если они нужны или прерывать контакт, или предпринимать возможные меры самообороны, если они, к сожалению, необходимы.
Для меня ответственность это "Что именно я, лично, могу сделать в имеющихся обстоятельствах?" Дальше можно рассуждать о том, о чём обычно пишут хорошие самооборонщики - максимальное увеличение своих шансов на выживание в критической ситуации, от которой (снова и снова) никто не застрахован на 100%. Даже сильнейшие люди могут оказаться в патовой ситуации, даже подготовленный человек может стать жертвой, у всех бывают "плохие дни" и периоды ослабленности и неготовности к неприятностям. Это одна сторона. Вторая - всё же "что я могу сделать для себя (и возможно своих близких), чтобы всё-таки увеличить свой шанс остаться живым, здоровым, благополучным в этом непростом мире?»
И кстати, разделение ответственности на три части: я/мои действия, Другие/их действия и мир/его непредсказуемость (shit happens) я по-прежнему считаю очень рабочей схемой.


Tags: занимательная карма, обсуждения, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments