Гарри (sheramankry) wrote,
Гарри
sheramankry

Categories:

Работа с депрессией в Телесном Инсайте

Рональд Лэнг, выдающийся психотерапевт и основоположник антипсихиатрии, писал: "Общество высоко ценит своего нормального человека. Оно обучает детей потере самих себя и превращению в нелепых, и таким образом нормальных людей. "Люди становятся не тем, чем они должны стать по своей природе, но тем, что из них делает общество..." (цит.по "Расколотое Я. Экзистенциальное исследование "нормальности" и безумия".)

"Обратим внимание, что буквально слово депрессия означает "давить вниз, подавлять", - словно бы вторит ему другой известный аналитик Джеймс Холлис, - "Подавляется, распадается и растрачивается энергия жизни. Многие из нас подвержены так называемой "ходячей депрессии" или даже "улыбающейся депрессии". Такая депрессия встречается повсеместно и часто остаётся незамеченной. Она не даёт почувствовать вкус жизни". (цит.по "Душевные омуты").

Резюмировать оба высказывания можно следующим образом: одна из частых причин неорганической (не эндогенной) депрессии это неразрешённый конфликт между тем, каким человек видит и ощущает себя самого изнутри и тем, каким он вынужден быть наружу (и каким его, соответственно, видят другие). Это также можно назвать кризисом самоидентичности, обычно переживаемым особенно остро из-за того, что человек и сам не очень-то хорошо представляет, каким именно он хочет быть или стать, где "он сам", а где "чужое, родительское, общественное" и как именно было бы правильно лично ему проявлять себя, но при этом испытывает муторную, изматывающую, периодически нарастающую неудовлетворённость тем, как сейчас он живёт и действует.



В условиях такого внутреннего конфликта каждое столкновение с недоверием окружающих - которое вновь и вновь высвечивает разницу между ощущаемым и проявляемым/воспринимаемым снаружи - может стать той каплей, что подтолкнёт к развитию уже клинической депрессии. Конечно, здесь необходимо сделать ремарку, что депрессия это диагноз, который ставится психиатром и существует множество причин и разновидностей этого состояния, поэтому ни в коем случае не стОит пренебрегать консультацией с профильным специалистом и/или уже назначенным лечением, если оно требуется.
Тем не менее, вернусь к описанному выше конфликту и тому, как он формируется. В детстве, когда ребёнок пробует проявить себя-настоящего, свою подлинную природу (Self), он сталкивается с двумя обстоятельствами фактически непреодолимой силы:
1. это воздействие родителей/общества и
2. его собственная психологическая незрелость.
Наиболее сильное влияние (п.1) производят так называемые "витальные установки", заложенные, как правило, в раннем детстве в качестве «витальных угроз» со стороны матери и впоследствии становящиеся автоматизмами, от которых человек практически не может избавиться самостоятельно, т.к. подобные установки являются для маленького ребёнка абсолютным «табу», выраженном в послании «Стоп, иначе умрёшь!». Вследствие невротизма самой матери, в качестве непререкаемых установок записывается как то, что действительно важно и нужно в целом, так и то, что вообще не относится к уровню «жизненной угрозы» (например, расколотить вазу, надеть не подходящую к случаю одежду, наступить в лужу, измазаться, выразить своё мнение и т.д.) Подробнее о витальных установках.

П.2, как правило, ведёт к принятию "детского решения", т.е. того решения, которое принимает ребёнок в ситуации глубинного личностного конфликта, когда пытается выразить что-то очень «своё» — так, как он его ощущает, так, как ему кажется правильным, но то, что у него получается, в первую очередь, разочаровывает его самого. Это и есть «детское решение» при котором ребёнок фактически отказывается от проявления своего «Я». Потом это решение становится основой для воспроизведения травм и переживаний уже повзрослевшего человека, его «неспособности» выразить себя так, как он этого хочет. Важно отметить, что «детское решение» всегда являет собой наилучшее из того, что мог сделать тогда ребёнок.

Вновь резюмируя, можно сказать, что взрослый человек оказывается "зажатым" между запретами на самовыражение (часто не осознаваемыми и не ощущаемыми, как запреты - подробнее в статьях "Пройти сквозь "невидимую стену" и "Воронка травмы", часть 1, часть 2) и уже закрепившимся внутренним переживанием своей беспомощности в попытках понять самого себя и, наконец, выразить то, что есть у меня внутри. Всё вместе, часто усугубляемое "подтверждениями" от окружающих в стиле "ты не то, чем кажешься" (сюда же относятся все "неверия" в чужую депрессию или вообще существование депрессии как болезни, газлайтинг и сомнения в реальности и/или адекватности чужих чувств и переживаний, установки из серии "я лучше тебя знаю, кто ты/какой ты" и "прекраснодушные" советы из серии "хватит выдумывать, да нет у тебя никаких проблем") выливаются в апатию, нежелание что-либо делать, ощущение постоянной нехватки ресурса/отсутствия сил, нежелание общаться, эмоциональную нестабильность, ощущение "серости", непроходящей внутренней маеты и жизненного "тупика".

Теперь о Телесном Инсайте: основной мишенью психологической работы в этом методе являются как раз те самые устаревшие/ставшие ненужными или изначально патогенные витальные установки, мешающие развитию и самоопределению личности. Также практически в каждой сессии мы сталкиваемся с "детским решением" и выявляем тот волевой импульс, который изначально побуждает ребёнка проявить собственную природу и сохраняется в теле, а затем направляет всю сессию инсайт-терапии, находя выход в зрелом, самостном решении взрослого человека. Можно сказать, что воля личности (конативный компонент) проявляется и реализуется в инсайте тем полноценным образом, к которому эта личность стремились с самого детства, высвобождая ресурсы и радость.

Постепенно, следуя принципу системности, мы восстанавливаем субъектность человека - его твёрдое, уверенное, прожитое телесно, "всем собой" знание о том, какой я Настоящий, кто я в самом ядре своей личности и каким я на самом деле могу быть в различных жизненных ситуациях. Опираясь на это знание, а также на полученные в курсе Телесного Инсайта навыки поддерживать контакт с Самостью и пользоваться активным интеллектом (одновременное подключение всех четырёх волн мозговой активности) человек затем может постепенно реализовать себя в жизни именно так, как ему хочется, т.е. в согласии с тем, "каким я себя внутренне ощущаю". Человек получает знание о себе, не требующее подтверждения со стороны, доступ к глубинным ресурсам и понимание, как наиболее органично взаимодействовать с окружающим - и фактически может, наконец, проявить то, что стало уже почти мемом - полюбить самого себя в том значении, о котором написал Лэнг, в позволении себе БЫТЬ.

"Любовь и насилие, строго говоря, являются полярными противоположностями. Любовь позволяет другому быть - с нежностью и заботой. Насилие пытается ограничить свободу другого, принудить его действовать так, как хотим мы, с крайним недостатком заботы, с безразличием к судьбе другого." (Р.Лэнг, "Расколотое Я")


(фото Марины Владимировны Белокуровой)


Tags: инсайт, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments