Гарри (sheramankry) wrote,
Гарри
sheramankry

Category:

Мета-навыки

Сначала я процитирую Эми Минделл, к-рой и принадлежит концепция "мета-навыков", описанная ею в книге "Психотерапия как духовная практика":
"В повседневной жизни и работе психотерапевта проявляются его глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы. Эта книга посвящена тому, как чувства, чувственные качества терапевта выражают его фундаментальные взгляды на жизнь. Такие отношения пронизывают и формируют все известные нам терапевтические техники. Обобщая это, я поднимаю сущностные, глубинные чувства терапевта до уровня “навыков”, которые можно и должно изучать и развивать. Я называю их “метанавыками". По сути говоря, эта книга — о духовном искусстве терапии.
      Когда вы имеете дело с едва уловимым чувственным уровнем своей работы, вы вовлекаетесь в некую духовную, творческую реальность. Вы превращаете свои самые глубокие убеждения и верования в жизненную реальность тогда, когда жизнь и терапия становятся творческим, загадочным и даже навевающим страх опытом. Постижение метанавыков сводит воедино землю с небом: терапию и повседневную жизнь
."

Если попытаться совсем кратко описать суть, то заключается она в том, что люди "хелперских" профессий - учителя, психотерапевты, врачи, волонтёры, а часто и те руководители, что являются лидерами - работают "самими собой". Поэтому перечисленные ниже навыки важны во всех практиках коммуникации с людьми.

Итак, мета-навыки:
1. "Мусоро-переработка". "Мусор" - это то, что мы обычно выкидываем из своего повседневного внимания, считая его незаслуживающим этого внимания, наших сил. Неприятные моменты, к-рые мы хотим удалить из жизни - навык состоит в том, чтобы делать это удаление более осознанным, не теряя те крупиц (или даже не крупиц) ресурса и новых знаний, к-рые могут быть утеряны, вместе с "мусором". Это работа с Тенью и краевыми переживаниями.

2. "Дорога из хлебных крошек" - тренировка "второго внимания", отслеживание тех неконгруэнтностей, к-рые вылезают в процессе коммуникации (рассказа клиента, например). Наблюдательность.
3. "Рыбалка" - состояние осознанной расфокусированности, умения себя расширять, задавая те вопросы, к-рые всплывают как бы "сами", задавать один за другим.
4. "Поклёвка" - когда в ответ на эти вопросы происходит какой-то сдвиг в эмоциональном и/или телесном состоянии клиента - этот момент важно не упустить.
5. "Подсечка" - очень важно наблюдать и отмечать вторичный процесс клиента (собеседника), обратить внимание на то, что происходит с человеком помимо того, что он говорит вслух (это как раз про те самые "слои" коммуникации, про к-рые я писал вчера)
6. "Шаман-Учёный". Часто клиент не может войти в те переживания, к-рые для него "за гранью", и тогда психотерапевт берёт это на себя, спросив клиента "Можно прожить этот процесс за вас?" (это как бы "шаманская" часть), а затем, поняв, что там за процесс, объсняет его клиенту с научной/психологической точки зрения (переключение в "Учёного").
7. "Взрослый-Ребёнок" - надо уметь играть, выпускать своего Внутреннего Ребёнка, чтобы облегчить такой же "выход наружу" для Ребёнка клиента (собеседника), но когда Внутренний Ребёнок клиента показывается - то терапевт становится принимающим Взрослым, к-рый контейнирует травму или просто создаёт ощущение безопасности взаимодействия.

Tags: группа поддержки, личности, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment