Гарри (sheramankry) wrote,
Гарри
sheramankry

Category:

Базовые архетипы

На завершающей группе, к-рая состоится в понедельник, мы будем делать медитацию на взаимодействие с этими архетипами и ещё одну интересную арт-терапевтическую работу по ним же.
Поэтому для предварительного ознакомления опишу, с чем нам предстоит встретиться.

Самость
Понятие целостности, равнозначное присутствие сознательного и бессознательного. Это тот архетип, к-рый "отвечает" за предрасположенность нашей психики к целостности, за стремление к ней, а также за возможность/состояние контакта с бессознательным (эмоции, телесные реакции, душевные порывы, интуиция) и признание, что бессознательное имеет такие же "права", как и сознательное в нас всех.
Наиболее частая символика: королевская (божественная) пара; огромная и светлая (сияющая) фигура самого человека; драгоценность; нечто круглое и сияющее. Основной цвет, указывающий на присутствие Самости - белый.

Отец и Мать
Здесь принято считать, что у каждой фигуры есть два лика, каждый из к-рых выделяется в отдельный архетип: Добрая Мать/Ужасная Мать; Добрый Отец/Гневный Отец. Это отражение двух основных, "родительских, мифологических циклов, каждый из которых в оптимуме должен быть хотя бы один раз пройден в течение жизни каждого человека. Цикл Матери - это мотив Жизни и Смерти (возрождения и умирания, вечного возвращения), цикл Отца - это вечный поиск, путь, странствие от тьмы к свету, от дома к горизонту.

Характерные символы для Великой Матери: природа, рай, много зелени и растений, добрые (помогающие, не хищные) животные. Основной цвет - зелёный.




Для Ужасной Матери часто проявляется символика войны, катастрофы, опустения и разрушения, попадания на другую планету, любая символика смерти.

Для Великого Отца - дороги, пути, тропы, голос (Глас свыше), солнце, маяк. Архетип Божественного Отца часто перекликается с Самостью, являясь её частью/гранью (об этом я писал в эссе про "Книгу Иова", так же, как и о проявлениях цикла Отца в психике).
Гневный Отец - авторитарные исторические фигуры (Гитлер, Сталин), замкнутые пространства (тюрьма), рельсы (предначертанная дорога, с к-рой невозможно сойти), символика судов и карающих институтов.

Дева и Юноша
Это два чистых потенциала. Дева - чистота чувств и Юноша - чистота потенции в широком смысле слова (талант, возможность, к-рая ничем не загрязнена).
В символике могут проявляться как соответствующие чистые образы из мифологии (Кора, Аполлон), чистая вода, основной элемент - прозрачность.

Герой и Божественный Ребёнок
Можно выделить в качестве отдельных архетипов, хотя, согласно Юнгу, Божественный Ребёнок есть начальная ипостась Героя, и поскольку моё экзаменационное эссе по инсайту было отчасти посвящено именно этому архетипу, я склонен считать, что Ребёнок превращается в Героя, т.е. это две грани одного и того же.
Ведущие качества и проявления этого архетипа: свойство непреодолимости, парадоксальность "Меньше малого и больше большого", причудливый внешний вид (например, андрогинность, не антропоморфный вид), заброшенность/странные обстоятельства вокруг этой фигуры, героические свойства/сила, мотив служения (как у Арагорна до того, как он стал королём). Общее назначение - это появление в психике нового, исцеление, как правило, Ребёнок предворяет становление Самости, является проводником к ней. Герой - это устойчивая, сформировавшаяся часть личность, главным мотивом которой является поступок, действие.

Бабушка и Дедушка (Мудрая Старуха и Мудрый Старец)
Бабушка - образ колдуньи, Бабы Яги. Это Праматерь, обладающая глубинными инстинктивными знаниями, выверенной веками базой того, что нужно уметь, что заложено в телесности, нервной системе.
Дед (Старец) - тоже аспект мудрости, но больше про духовную сторону жизни, это внутренние знания о высоком, о достоинстве, о чести в над-личностной категории.
Под мудростью для обоих архетипов подразумевается ощущение "знаю, потому что знаю", это знание, не требующее внешних доказательств, но при необходимости легко теоретизируемое. В некотором роде, это то глубинно женское и мужское, из чего "прорастают" соответствующие гендеры.

Анима и Анимус
Представляют собой реальных, земных мужчину и женщины, обобщённые и в том числе, социально обусловленные структуры гендерной типизации. Тесно связаны с предыдущими архетипами.
Про стадии становления и символику очень подробно писала М.-Л. фон Франц.

Персона
Социальная маска, "хранилище" норм и правил. Это архетип, отвечающий за социальное взаимодействие, адаптацию в обществе, облегчающий построение отношений любого порядка. Часто считается "негативным", как и Тень, но наилучшей метафорой Персоны будет одежда, которая предохраняет нас от асоциальности в целом - и в этом смысле Персона предохраняет нас от слишком быстрого и необдуманного сближения с кем-либо, снимает часть тревоги социальных неврозов через соблюдение писанных и неписанных ритуалов. Именно с этим архетипом (и его тремя аспектами: долженствованием, теневой стороной и трикстером), мы работали на предыдущей группе в упражнении "Хороший, Плохой, Злой". Там Персона буквально "прокладывала путь" к Самости и открывала неожиданные ресурсы.
В символике на присутствие Персоны указывает театрализованное (постановочное) действие.

Тень
Собрание и хранилище всего отвергнутого в нас. Работа с Тенью на группе получилась одной из наиболее глубоких и проникновенных, в очередной раз доказавших, что в Тени скрывается много нужно и полезного. Писал о Тени здесь, поэтому повторяться сейчас не буду.


PS: уже можно записываться на следующую группу, старт к-рой назначен на 24 октября.

Tags: группа поддержки, полезное, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments