Гарри (sheramankry) wrote,
Гарри
sheramankry

Categories:

Телесный инсайт как послание настоящего Я (начало)

В преддверии завтрашней открытой презентации предлагаю вам выдержки из статьи непосредственной создательницы метода Белокуровой М.В.



Марина Белокурова: история создания.

Сейчас методу более 20 лет, изначально он появился как способ преодоления собственного, очень серьезного кризиса развития. Существующие на момент конца 1980-х годов методы психологической поддержки и коррекции, к сожалению, не могли помочь в кризисе подобного рода. Это был кризис смысла, это был кризис самоидентичности, это был кризис взрослости, это был кризис переживания, что я не могу идти той дорогой, которой я шла до сих пор, потому что я перестала ощущать, что эта дорога приведёт к правильному результату.

Проще говоря, во всем том, что я делала, ушел драйв, без которого развитие, в особенности, на определенных годах жизни (с 30 лет), не представляется возможным. На тот момент, как я уже упомянула, в нашей стране вообще не было представлено успешных методов психологического консультирования и все было только в самом-самом начале. Не было школ, не было узаконенных модальностей, были локальные профессиональные семинары замечательных учителей, метров западной психологии. В основном, это были представители гуманистической школы, которые приезжали и показывали, что может делать психология и какие замечательные инструменты есть в её арсенале. На тот момент, не помогали ни общие методы натуропатии, ни методы выздоровления, ни даже школа йоги, которую я проходила. Возможно, физически тело оздоравливалось, но душевная тяжесть присутствовала фактически постоянно. Я начинала исследование с техник снятия эмоционального напряжения, в основном, через дыхательные практики.



Еще одно направление, которое привлекало меня – это телесная терапия. И там, и там мне посчастливилось изучать эти направления у первоисточников, у авторов серьезных школ, как в области дыхательных практик, так и в области телесной терапии. Телесную терапию я изучала у покойного Е.И. Зуева, разработавшего методы, которые позволяли через работу с болью, снимать серьезные мышечные зажимы, связанные с внутренними конфликтами человеческой личности. Но исследования в области телесной терапии, при безусловном интересе к данному направлению, не могли для меня ответить на очень серьезный вопрос – как сделать результаты телесно-ориентированных практик устойчивыми?

То, что происходило на практике, выглядело как ремиссия на 2-3 месяца, после которой все проблемы в человеческой жизни возвращались на круги своя и человек опять шел к телесному терапевту, опять снимал какое-то существующее напряжение, опять ему становилось легче, и так без конца. Факт остается фактом, что при этом возникает синдром профессионального выгорания терапевта, когда он видит, что его усилия ни к чему не приводят. Это факт как раз был интуитивно воспринят мной на заре возникновения концепции телесного инсайта, как некоторое предостережение, что результаты, которые я хочу получить посредством такой практики, это результаты, которые должны быть необратимы.

Необратимость результата.

Полученные в ходе телесного инсайта результаты запускают процесс самоактуализации и самореализации для человека, который уже не остановить. Процесс может протекать с разной скоростью, но он будет происходить в метафоре «второго рождения», реализации себя настоящего, своей истинной природы. Когда человек переживает себя настоящего, это состояние невозможно ни с чем спутать. Каждый человек понимает, когда он «про себя» и когда он «не про себя». Это чувство глубочайшего внутреннего комфорта и внутренней правды Юнг называл критерием истинности.

Послания тела.

Наше бессознательное говорит на языке символов. Я много времени посвятила изучению символических образов. Кроме этого столкнулась с трудами Пенфилда, который писал о том, как хранятся записи эмоционального реагирования на различные события нашей жизни. Концепция бессознательного образа тела (Ф. Дольто), как ансамбля пунктуаций, объективаций помогла исследовать внутреннюю систему, на основании которой и проходит вся жизнедеятельность человека. Описание бессознательного образа тела заняло у меня большое количество времени. Эти исследования и наработки способов работы с самим телом подвели к необходимости работы с комплексом и ядром вытесненного аффекта.

Также стало ясно, что для устойчивого результата необходимо системная работа и что необходимо работать с теми внутреннми конфликтами личности, которые отражают сущностный конфликт между тем, каким я себя переживаю и тем, каким мне приходиться быть. Это драма человеческой жизни, когда ребенку приходиться подавлять свою собственную природу. Метафорически это означает то, что частично его тело осталось детским, начиная с тех времен в подобных ситуациях его реакция остается детским решением, не приемлемым окружающей реальностью. Он может защищаться от своей природы, обесценивать, отказываться, но наступает момент, когда он может себе вернуть себя настоящего, правильно канализировав свою потенцию. Но в силу того, что эти реакции как автоматизмы настолько заключены в телесных тканях (как писала Анита Грин), что взаимодействие с ними не возможно без прикосновения. Здесь и срабатывает принцип «идти на боль», так как самые чувствительные участки тела сигнализируют о самом актуальном внутреннем конфликте на грани его соматизации. Добраться до ядра вытесненного аффекта, символически прожить травму детского решения и проявить различные способы психологической защиты не достаточно для преодоления кризиса.

Главным в телесном инсайте является возможность трансцендировать этот внутренний конфликт и создать глубинный образ себя, обладающий для человека архетипической силой. Можно сказать, что это совершенный образ, который дает человеку возможность преодолеть притяжение прежних установок. Глубокое телесное проживание этого образа и есть состояние телесного инсайта, когда человек всем телом проживает «мистическую сопричастность» (Леви Брюль), называет для себя это состояние особым символическим образом и тем самым проявляет свою истинную креативную природу, потому что самое главное в этом процессе – человеческое намерение стать самим собой. Ведь как сказал Джозеф Кэмпбелл: «Ценность этой жизни в том, чтобы стать тем, кто ты есть. Потому что, когда человек становится самим собой, он уже не задумывается о смысле своей жизни, он этим смыслом становится».


Tags: инсайт, полезное, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment