Гарри (sheramankry) wrote,
Гарри
sheramankry

Category:

Материнский и отцовский комплексы

Тоже, кстати, в тему освоения ролей.
Если начать с простого и чёткого, то:

Мама отвечает за любовь, заботу и ресурсы,
а Папа - за направление (путь), взаимодействие в социуме (закон/власть) и устойчивость
.

В центре каждого комплекса лежит архетип, и если выходить на этот уровень, то постоянно повторящийся цикл смерти и возрождения (угасания и расцвета; смены времён года; начала и конца) - это про Маму, а Путь, поиск (неизведанного, Земли Обетованной, себя самого) и обучение (движение от Тьмы к Свету) - это про Папу.
Очевидно, что папа и мама есть аболютно у каждого, поэтому подавляющему большинству людей приходится иметь дело с проявлениями материнского и отцовского комплексов - с теми их искажениями, которые возникают в процессе воспитания ребёнка. Усиление комплекса (и свойственных ему искажений) как правило, происходит при взаимодействии с другими людьми - и тогда порой возникает феномен под названием "что это на меня нашло?". Но в целом "вычислить", опознать проявления комплекса достаточно просто, если помнить о двух основных "осях": любовь/ресурсы (Мама) и путь/власть (Папа).

Начну с Мамы.


Центральной проблемой является подмена любви (настоящей, безусловной любви) жалостью и/или любовью условной ("я буду любить тебя, если ты будешь вести себя хорошо"). В результате, вметсо того, чтобы быть наполненным любовью изнутри, человек постоянно ищет внешний источник, способный его наполнить. Разница примерно такая же, как между "Я хочу быть с тобой" и "Я не могу без тебя".
Второй пункт - искажение заботы. Проявления материнского комплекса могут выражаться как в неспособности (отказе) позаботиться о себе и других (показная беспомощность "дорогая, где мои носки?" и вымогание заботы либо контрзависимое поведение, "самодостаточность"), так и в "унижении заботой" - т.е. навязчивом контроле или позиции "сверху", том самом "причинении добра" и "нанесении пользы".
Практически любое неумение обращаться с ресурсами (деньгами, временем, силами, эмоциями, телом и т.д.) - это тоже "про Маму". В крайних проявлениях человек может быть искренне убеждён в том, что нужного ему "просто не бывает" ("ну нет таких женщин/таких мужчин!", "Ну не бывает такого в жизни!") - и, разумеется, не найдёт требуемого даже у себя перед носом.

Проявления материнского комплекса у женщин и у мужчин
(NB: здесь я использую слова "женщина" и "мужчина" скорее в символическом, метафорическом смысле, как некие общие ориентиры. Потому, что у нас всех, как у людей с различными гендерными идентичностями, могут быть любые комбинации из проявлений этих базовых комплексов).

Здесь тоже будут две основные оси: у женщин это "быть или не быть как Мама" (т.е.быть или не быть женщиной); у мужчин "зависеть или не зависеть от Мамы" (от женского - внешнего и внутреннего).
Для женщины это выбор меры и формы собственной Женскости (специально не пишу слово "женственность", чтобы не путаться в терминах. "Женскость" - для меня более широкое и глубинное понятие). В крайних проявлениях это либо полное растворение собственной личности в чём-то или (чаще) в ком-то другом (муже, маме, ребёнке), уход в "первозданный хаос", слияние с "первозданной материнской утробой". Либо, напротив, яростное отречение от всего женского и/или, как минимум, от всего, напоминающего реальную мать (контрзависимое поведение).
У мужчин это выбор между "я (делаю всё) сам (в одиночку)" и "я прошу помощи (у мамы/женщины/мира)". А также: желание, чтобы обо мне позаботились vs. боязнь попасть в зависимость (от заботы) - в крайних формах это "маменькин сынок"/"подкаблучник" (забота перевесила) или "мачо/насильник" (перевесил страх, превратившись в агрессию). Сюда же относится выбор между принятием собственной эмоциональности и ответственностью за свои чувства и перекладыванием этой ответственности на (внешнюю) женщину или Аниму другого мужчины (проще говоря, это способность взаимодействовать со своей внутренней Женскостью, Анимой). Плюс это выбор формы и меры сексуальных взаимодействий (вплоть до выбора в пользу гомосексуальности).

Отцовский комплекс

Если Мама - это "земля", то Папа - это "солнце". Тоже податель жизни, но немного в другом аспекте. Задача отца - показать/научить, как надо жить в социуме, как выбирать собственную дорогу, свой путь, и как устанавливать собственный, внутренний закон, дающий личностную устойчивость. (Желательно, всё это - личным примером).
Самое значимое искажение - это условно говоря, "проклятие" вместо "благословения" - Папа не показывает, как можно и нужно, а запрещает, накладывает табу и ограничивает. Вместо просвещения и устойчивости даются осуждение (кто "прав", кто "виноват", чувство вины) и опора на внешнюю власть/внешние авторитеты. Плюс здесь же возможны как минимум два варианта отправки Ребёнка по неверному пути: либо Отец хочет, чтобы Ребёнок прошёл путь за него (т.к. у самого Отца это не получилось), либо Отец "напутствует" Ребёнка тем, что и у него/у неё тоже никогда не получится (как не получилось у него самого).
Ещё один важный аспект: Папа учит, как обращаться с Мамой.
Т.е. Отец показывает Ребёнку (особенно это относится к сыновьям) как взаимодействовать с Женским (внешним и внутренним), а также учит тому, как преодолевать трудности, не лишая себя поддержки и статуса.

Проявления у мужчин и женщин

У женщин чаще всего искажаются взаимоотношения с Анимусом, Внутренним Мужским. В крайних проявлениях это так называемая "одержимость негативным Анимусом", выражающаяся в крайней категоричности и резкости суждений (проявляется то самое табу, наложенное Папой и не подлежащее сомнению), частом использовании слов "мы", "нам", "у нас", воинственности и язвительности, стремлении унизить мужчин и мужское, импульсивности.
У мужчин наиболее частые искажения это: неустойчивая идентичность (боязнь "быть как баба", т.е. постоянное сомнение в собственной мужественности и боязнь всего женского - воинствующие гомофобы и "мачо" тут самый лучший пример. Отцовский и материнский комплексы в данном случае усиливают друг друга.). Сюда же - боязнь не пройти испытание любого рода, что приводит либо к избеганию всех возможных ситуаций конкуренции, либо нарочитое и постоянное состязание со всем и всеми. Плюс это искажения взаимодействия с Фигурами Власти - либо стремление "обмануть Папу", хитрость, мошенничество, "игра с законом", либо, наоборот, открытая "борьба с Папой" - неуместный революционизм, отрицание любых авторитетов, гордыня и выпячивание себя.



(подготовленно и написано по материалам лекций Белокуровой Марины Владимировны, а также по книгам "Под тенью Сатурна" Дж.Холлиса и "Человек и его символы" К.Г.Юнга)
Tags: психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments